СПИНОГРЫЗИКИ
Развитие, обучение, игры онлайн. Для спиногрызиков любого возраста - малышей, дошколят и школьников.
Поиск по сайту

Меню сайта

Категории раздела
Малышам и мамам [4]
Дошколятам [8]
Школьникам [1]

Детское радио


Главная » Статьи » Малышам и мамам

Развиваем пальчики. Пальчиковые игры и мелкая моторика.

      На начальном этапе жизни мелкая моторика (координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук) отражает то, как развивается Ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько легко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

       Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до н.э. в Китае. Специалисты утверждали, игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основании подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

     На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца - на сердце.

     Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Наши предки наверняка догадывались о подобных вещах. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!

     Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз.

     Стимуляция мыслительных функций и речи – это два.

     Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три.

     Этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале Ваших с малышом забав.

     Основные принципы проведения занятий.

  1. Не старайтесь опережать гимнастикой возрастное развитие моторных навыков. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно пытаться хлопать в ладоши. Вы можете сами показывать, весело произнося слова пальчиковых игр, любые упражнения ребенок будет визуально запоминать и, может быть, попытается так же сложить ручки и повертеть ими.
  2. Все игры – и простые, и сложные – нужно показывать. Тем самым Вы даете понять ребенку, что Вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становиться Вашим партнером по игре.
  3. Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если Вы занимаетесь с малышом до двух лет, который сам пока с трудом делает самостоятельные движения пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило,игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживания, пощипывания, сгибание пальчиков и т.д. Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной- трех лет игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения рук ребенка, но все равно некоторые движения маленьким ручкам скопировать трудно, поэтому Ваше участие просто необходимо.

«Большой пальчик»

    Игра стимулирует вывод большого пальчика, спрятанного у малыша в кулачке, наружу. Хорошая подвижность большого пальчика (эта игра одновременно и массаж) понадобиться для умения захватывать предметы и игрушки.

    Погладьте ручки ребенка и пальчики, сжатые в кулачки. Возьмите большой пальчик и аккуратно выведите наверх кулачка, слегка помассируйте его. Покачайте пальчик в разных направлениях. Прочитайте стишок

  Этот пальчик самый главный

  Он у (имя ребенка) для того,

   Если спросят: «Как дела?»

  Ты ответишь громко: «Во!»

«Бросаем прищепки»

    

     Малыш может сидеть за столиком или между ног взрослого, а может лежать на животике на полу. Вам будет нужна пластмассовая банка и разноцветные прищепки. Прикрепите прищепки к краям баночки. Покажите малышу, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать ее в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!».

«Рыбак»

     Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

«Про пчел»

С. Черный

Есть в саду пчелиный домик –

Ульем все его зовут.

- Кто живет в нем? Сладкий гномик?

-Пчелы, милый в нем живут.

Ладони сомкнуты на уровне груди. Прижмите кончики средних пальцев друг к другу, максимально согните эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах (улей).

Там узорчатые соты,

В клетках – мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко…Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Все пальцы по очереди соединяются с большим пальцем, образуя круг – ячейку. Упражнение выполнятся обеими руками одновременно.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Ладони прижаты друг к другу. Пальцы переплетены (двери улья на замке под стражей).

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

Ладони поставьте на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы переплетены, выпрямлены и сильно напряжены (ворота закрыты на замок)

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин скользистый,

Дождь куриной слепоты…

Сомкнутые и чуть округлые ладони (бутон клевера). Разведите пальцы полностью, немного прогните их (куриная слепота или лютик). Слегка покачайте кистями (цветы колышутся на ветру).

Пчелы все их облетают –

Те годятся, эти – нет.

Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Выпрямите указательный палец, остальные пальцы прижмите к ладони большим пальцем. Вращайте указательным пальцем (пчела летает над цветами), можно имитировать движением пальца вниз ее приземление на чашечку цветка.

«Кошечка»

Бегут пальчики по дороге….

Пальчики «бегут»

Кошечка выпускает…

Руки вытянуты вперед, пальцы выпрямляются напрягаются.

…и прячет коготки

Пальчики в кулачок. «Выпускать и прятать коготки» несколько раз.

Угостим кошечку.

Рука в горсти.

                         

«Салют»

Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче (любимое занятие!). Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх. Потом все вместе весело собираем это с пола.

 

«Лошадка»

В. Берестов

- Но! – сказали мы лошадке

И помчались без оглядки.

Пальцы обеих рук барабанят по столу.

Вьется грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка лошади), большой палец направлен вверх (ушко лошади). Кисть другой руки кладется на нее сверху (грива), большие пальцы скрещиваются (ушки лошади). Пошевелите пальцами левой руки (грива колышется на ветру).

          «Забиваем гвозди»

Бом, бом, бом, бом.

По гвоздям

«Гвозди». Рука локтем опирается на стол или колено.

Бьем молотком

«Молоток». Кулачок другой руки (или руки взрослого).

Гвозди не вбиваются,

«Молоток» стучит по каждому пальцу - «гвоздю».

 Только загибаются.

Пальцы – «гвозди» все согнуты.

Значит, клещи надо взять,

Большой и указательные пальцы смыкаются кончиками в кольцо.

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул.

Поочередно тянем «клещами» согнутые

пальцы «гвозди», выпрямляя их.

И все гвозди разогнул.

«Бусинки»

     Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т.д. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

«Ёжик»

В. Катаев

На комод забрался ёжик.

У него не видно ножек.

Ладони соедините, пальцы скрестите (иголки). Большие пальцы соедините подушечками друг с другом (мордочка ежа).

У него, такого злючки,

Не причесаны колючки,

Пошевелите пальцами- «иголками» .

И никак не разберешь-

Щетка это или ёж?

Поворачивайте кисти рук вправо-влево, показывая, как осматривается ёж.

«Волшебная пипетка»

      Предложите ребенку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребенком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

«Кошка»

В. Лунин

- Что ты, кошка, сторожишь?

- Сторожу у норки мышь.

Большой палец и мизинчик ребенка подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони (мордочка кота).

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу ее на чай.

Средний, безымянный и большой пальцы соедините подушечками (нос мыши). Мизинец и указательный палец согните и направьте вверх (ушки).

«Стройка»

     Предложите малышу поиграть в стройку. Возьмите большой поднос, насыпьте в него манки или пшена, положите маленькие строительные машинки (не больше 10 см длиной), маленькие ложечки (чтобы можно было держать их пальчиками, а не кулачком), маленькие мисочки. Роем вместе котлован, прокладываем дорогу, нагружаем строительную технику, активно используя пальчики.

«Улитка»

Т. Собакин

Хочет в сад

Попасть Улитка,

Да мешает ей

Калитка.

Указательный и средний пальцы руки вытяните вперед (рожки улитки), остальные пальцы прижмите к ладони.

Я открыть

Калитку рад:

Пусть ползет

Улитка в сад!

Целый час

Держал калитку –

По-то-ра-пли-вал

Улитку.

Указательный и большой пальцы медленно сгибайте и вытягивайте на столе (улитка ползет).

«Волшебный чемоданчик»

Предложите ребенку поиграть с волшебным чемоданчиком. Возьмите небольшую пластиковую коробку со множеством отделений (продается в строительных магазинах для гвоздиков и шурупчиков). Наполните ее. Например, можно положить туда пшено, гречку, горох желтый и зеленый (отдельно), фасоль (разного цвета), бобы, макароны (спиральки, рожки, звездочки, улитки, со шпинатом, с морковкой, бантики) и т.д. Поверьте – это будет действительно волшебный чемоданчик для вашего ребенка. В нем он готов будет ковыряться часами: складывая, сортируя, перебирая зернышки.

     Подборка книг по развитию мелкой моторики

1.Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. Великая книга о пальчиках и звуках.

Купить другие книги Бардышевой Татьяны Юрьевны.

2. Лариса Иванова: Стихи с движениями.

    Пальчиковые игры для детей 1,5-3 лет

       3. Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию

           мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет.

          Купить другие книги по развитию речи развитию мелкой моторики.

 

Подборка видеороликов по развитию мелкой моторики

Категория: Малышам и мамам | Добавил: OSO (23.04.2015)
Просмотров: 1229 | Теги: пальчиковые игры, игры с малышом, видеороки, Мелкая моторика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Закладки

Облако

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Спиногрызики.рф © 2018
Конструктор сайтов - uCoz